Школьная служба примирения (медиация)

КОДЕКС ЭТИКИ  МЕДИАТОРА  ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ
Принцип самоопределения

Самоопределение является фундаментальным принципом медиации. Важно, чтобы процесс медиации был основан на способности принятия сторонами компромиссного решения. Это решение должно быть принято добровольно, а не под давлением. Отказ от медиации возможен для любой из сторон в любое время. Чтобы этого не произошло, медиатор должен проводить процедуру качественно. Медиатор не может судить, насколько выбор той или иной стороны является взвешенным. Потому ему необходимо разъяснять им важность обращения за консультацией к профессионалам для возможности сделать взвешенный выбор.
Беспристрастность и нейтральность медиатора
Всякая предвзятость должна быть исключена. Ничто не должно делать медиатора предвзятым по отношению к кому-либо из участников. Ни личность, ни ценности, ни вероисповедание. Потому медиатор не имеет права принимать подарки или какие-то еще сомнительные блага от сторон. Если медиатор не может оставаться нейтральным и объективным, он не должен проводить медиацию. Медиатор должен развеять все подозрения сторон по поводу его расположенности к той или иной из сторон. Потому он должен сообщить сторонам все факты, которые потенциально могут вызывать сомнения в его нейтральности. Если все стороны, будучи проинформированы о конфликте интересов медиатора, не сомневаются в его нейтральности, медиация может быть продолжена. В противном случае, процесс медиации должен быть прекращен.
Компетенция медиатора
Медиатор должен быть достаточно профессионален по мнению сторон. Его квалификации должно быть достаточно, чтобы удовлетворить их ожидания. Потому медиатор должен быть хорошо обучен, обладать опытом и необходимыми знаниями, умениями и навыками медиации. Если медиатор видит, что во время медиации ему не хватает квалификации для решения необходимых задач, он может прекратить медиацию или попросить помощи у другого более профессионального медиатора.
Принцип конфиденциальности
Медиатор должен сохранять конфиденциальность процедуры медиации. Ожидание сторон, связанные с этим, нужно уважать. Они зависят от обстоятельств дела. Любая информация в ходе медиаций считается конфиденциальной. Кроме той, на которую получено разрешение на возможность разглашения от сторон или необходимость разглашения которой требуется законом. Нельзя разглашать информацию, полученную от кого-либо, кроме тех случаев, когда это лицо дало согласие на подобное разглашение. О необходимости сохранять конфиденциальность медиации медиатор должен поставить в известность стороны. Он должен сообщить и о праве сторон установить в ходе медиации свои правила конфиденциальности.
Качество медиации
Медиатор обязан проводить медиацию честно и старательно. Медиатор не должен намеренно искажать факты. Медиация должна соответствовать принципу самоопределения сторон. В обязанности медиатора входит обеспечение качества процесса. Медиатор должен способствовать взаимоуважению сторон. Каждая сторона должна иметь возможность полноценно участвовать в дискуссии. Стороны должны решить сами, каким образом они будут договариваться и как прекратят медиацию.
Обязательства медиатора
Медиатор должен постоянно развиваться в практике ведения медиации. Его действия должны быть направлены на подобное развитие. Он должен быть толерантным, уметь уважать разные точки зрения, уважать своих коллег, учиться у них и сотрудничать с ними. Задача медиатора — служить людям с целью разрешать их конфликты.

Положение-о-создании-ШСП

Разгневан — потерпи, немного охладев,

Рассудку уступи, смени на милость гнев.

Разбить любой рубин недолго и несложно,

Но вновь соединить осколки невозможно.

Саади Ширази (около 1181 — 1291)

Зачем нужна медиация школе?

Школьная жизнь – это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей: родителей, педагогов, учащихся.

В ходе этих отношений не редко возникают конфликтные ситуации.

Служба школьной медиации предназначена для того, чтобы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем.

Задача Службы школьной медиации – сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом.

Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб, договориться, извиниться, простить), избежать повторения подобного в будущем.

Целью применения метода «Школьная медиация» и медиативного подхода  является формирование безопасной среды.

Безопасность в школе – это уверенность, спокойствие, отсутствие страха за свою жизнь, знание того, что никто не останется безучастным к твоим проблемам. Это хороший микроклимат в школьном коллективе, помощь и забота старших учащихся о младших, взаимопонимание между взрослыми и детьми.

Безопасность в школе – это когда родители спокойны за своего ребенка, уверены, что ему ничего не угрожает.

От каждого из нас зависит, будет ли наша школа безопасной. Это, наверное, трудно, но все вместе, каждый своим личным примером может сделать нашу школу безопасной.

Школьная медиация создает основу для формирования безопасного пространства в образовательном учреждении. А лишь удовлетворив эту базовую потребность, потребность в безопасности, мы можем рассчитывать на эффективность работы системы и появление глубинной потребности к получению знаний, познанию мира, открытости к нему.

Служба школьной медиации работает на основании действующего законодательства, Устава школы и Положения о школьной службе медиации.

Зачем медиация нужна родителям?

Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того,  медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.

Зачем медиация нужна детям?

Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. В общем, можно сказать следующее:  чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.

В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где  может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

​Школьная служба примирения это:

  • Разрешение конфликтов силами самой школы.
  • Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
  • Профилактика школьной дезадаптации.
  • Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.

Если: вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас побили и вы знаете обидчика, вас обижают в классе и другое, то вы можете обратиться в службу школьной медиации (примирения).

После  этого  с каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения  к случившемуся и желания участвовать во встрече.

В случае добровольного согласия сторон, ведущий программы проводит примирительную встречу, на которой обсуждается следующие  вопросы:

  • каковы последствия ситуации для обеих сторон;
  • каким образом разрешить ситуацию;
  • как сделать, чтобы этого не повторилось.

При необходимости составляется план по возмещению ущерба и социально-психологической реабилитации сторон.

На встрече   выполняются следующие правила:

  • Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
  • На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
  • Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
  • Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.

Нормативные документы

Информационные материалы для родителей, обучающихся, педагогов

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ