Президент РФ Владимир Путин сформулировал задачу вывести Россию в десятку лучших стран по качеству образования к 2024 году. Такая планка поставлена в подписанном им в мае 2018 года указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Чтобы добиться поставленной цели, необходимо найти инструмент, который позволит увидеть свои достижения. Одним из таких инструментов является PISA, потому что в ней оценивается не объем знаний, а их качество. На деле это означает, что от испытуемого требуется продемонстрировать не заученный набор фактов по отдельным предметам, а способность ими оперировать, решать нестандартные задачи, быстро находить нужную информацию и анализировать ее, работать в команде. Также высоко ценится способность ученика представить вариант решения задания, не имея необходимой информации и только опираясь на логику и здравый смысл.
Вот и ученики ГБОУ СОШ им. Н.С. Доровского в этом году приняли участие в исследовании по модели PISA. У них проверяли знания по формированию навыков математической грамотности Математическая грамотность – это степень способности определять и понимать роль математики в окружающем мире, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику в целях удовлетворения потребностей, присущих созидательному, заинтересованному и мыслящему человеку. Для проверки математической грамотности разрабатываются комплексные или структурированные задания. По результатам выполнения заданий оценивается способность учеников выявить проблему в тексте и решить ее, применив знания из той или иной предметной области.
Наши 15-летние ученики неплохо справились с мониторингом, но у них ещё есть время, чтобы отработать те задания, в которых они допустили ошибки. Поэтому учителя — предметники на каждом уроке и во внеурочной деятельности применяют задания, которые формируют математическую грамотность.
Особенно хочется отметить, что в нашей школе, с 5 по 9 классы, в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений, ведется курс «Математическая грамотность». Задания курса направлены на формирование способностей формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Учителя математики работают не только по сборникам эталонных заданий, но и используют различный материал из других источников. На своих уроках они используют «Стартовые задания», «Обучающие задания», разделены из рубрики «Знаете ли вы?», «Разные задачи» и «Итоговые задания». Этим работа учителей не ограничивается. Они дают открытые уроки, мастер – классы, проводят и принимают участие в семинарах, где делятся своим опытом с коллегами.
Такая совместная работа приведёт к положительному результату, и ученики смогут осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения жизненных задач.
Сидорова И.И.,
руководитель объединения «Пресс-центр»