С 16 по 27 октября в рамках Областной акции «Внимание, подросток!» в ГБОУ СОШ им. Н.С. Доровского с. Подбельск прошли мероприятия по профилактике у обучающихся зависимого поведения (противодействие потребления табака и иной наркотико и никотинсодержащей продукции). В школе под руководством педагога-психолога Тимошкиной Т.И. реализуется комплексная программа антинаркотической направленности «Мое здоровье – моя забота. Мои защитные ресурсы».
Подростки не терпят назиданий, повторяющаяся информация их раздражает, они часто переоценивают свои способности и возможности, полагаются больше на опыт сверстников, а опыт взрослых часто отвергают, проявляя негативизм и недоверие. Поэтому профилактические мероприятия проходят в форме тренингов, где главное — нацелить ребенка на развитие своего психологического благополучия. Понять — принять — применить, т.е. дозированное информирование должно затронуть чувства ребенка, стать его внутренней позицией и руководством к действию в жизненных ситуациях.
Выполняя упражнение «Бумажный человечек» ребята обсуждают уникальность своего творения и свое право на индивидуальность в общении с друзьями, родителями. Упражнение «Испуганный еж» помогает овладеть умениями самоанализа и самооценки эмоционального состояния в трудной жизненной ситуации, насколько сложно противостоять неблагополучному социальному окружению с пагубными привычками — курению, алкоголю, наркотикам. Игровое действие «Изпривычки в зависимость» с клубком ниток помогает убедить в пагубности вредных привычек (курение, наркотики). Понял ошибку и тогда одну нитку легко разорвать. Когда пробуешь из любопытства, «за компанию», чтобы снять напряжение, «брошу, когда захочу» и т.д. попытка разорвать нитки много раз закрученные не увенчалась успехом, потому что привычкаперешла в зависимость, а это уже болезнь.
Подростки с удовольствием выступают в роли экспертов-психологов и анализируют поведение одноклассников, например, в смоделированной ситуации с красивой коробочкой, которую нельзя открывать, потому что «это зло, опасно». Обязательно среди подростков находится любопытный «смельчак» с бравирующим поведением, который несмотря на запрет открывает красивую коробочку с конфетой внутри, а на дне записка «смертельная опасность». Подростки ассоциируют игровую ситуацию с ситуацией употребления впервые спайса, наркотика и для них это более доказательно, чем назидания взрослого.
Тренинги «Не навреди самому себе», «Как сказать: «Нет!» и не потерять друзей», «Искусство продлить себе жизнь», мини-сценка «Сказ про Ивана наркомана» помогают подростку принять ЗОЖ как личную жизненную установку. Принятие важных истин подростком позволяет ему стать пропагандистом ЗОЖ среди младших ребят и сверстников, а выполнение социально-значимой роли часто меняет поведение и отношение к пагубным привычкам даже у подростков с рисковым поведением.
Главным примером ЗОЖ для подростка, конечно же, являются родители. На родительских собраниях педагог-психолог и классные руководители обсуждали с родителями как выстроить гармоничные внутрисемейные и межличностные отношения ребенка, как снизить факторы риска и усилить факторы защиты в социуме школьника. Взаимопонимание и сотрудничество всех участников образовательного процесса, несомненно, ведут подростка к психологическому благополучию.
Тимошкина Т.И., педагог-психолог