Педагогическим работникам об информационной безопасности
Образовательный процесс касается наименее защищенных от пропаганды членов общества – детей и подростков. В связи с этим система информационной безопасности образовательной организации должна не только обеспечивать сохранность баз данных и содержащихся в них массивов конфиденциальных сведений, но и гарантировать невозможность доступа в стены колледжа любой пропаганды, как незаконного характера, так и безобидной, но предполагающей воздействие на сознание учащихся в заведениях среднего профессионального образования.
Педагогическому работнику крайне важно иметь навыки медиаграмотности и «информационной гигиены», уметь работать с современным программным обеспечением, знать основные аспекты информационной безопасности, а также применять указанные навыки не только в повседневной жизни, но и в образовательном процессе. Информационная безопасность образовательной организации включает систему мер, направленных на защиту информационного пространства и персональных данных от случайного или намеренного проникновения с целью хищения какой-либо информации или внесения изменений в конфигурацию системы. Вторым аспектом данного понятия является защита образовательного процесса от любых сведений, носящих характер запрещенной законом пропаганды, или любых видов рекламы.
Педагогическим работникам необходимо помнить, что в образовательной сфере большую роль играет система морально-этических ценностей. На ней должна основываться система мер, защищающих подростка от травмирующей, этически некорректной, незаконной информации. В целях защиты от пропаганды необходимо применять нормы федеральных законов «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», определяющие права несовершеннолетних на защиту от сведений, причиняющих вред здоровью и (или) развитию детей. К таким сведениям относится информация:
- побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
- способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;
- отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
- оправдывающая противоправное поведение;
- содержащая нецензурную брань;
- содержащая информацию порнографического характера;
- представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
- вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий.
Педагогическому коллективу необходимо регулярно принимать меры по предотвращению распространения в школе информации, которая может травмировать психику детей. Это станет одной из основ информационной безопасности. Указанный комплекс мер целиком построен на создании внутренних правил и регламентов, определяющих порядок работы с информацией и ее носителями. Это внутренние методики, посвященные информационной безопасности, должностные инструкции, перечни сведений, не подлежащих передаче. Дополнительно должен быть разработан регламент, определяющий порядок взаимодействия с компетентными органами по запросам о предоставлении им тех или иных данных и документов.
Кроме того, эти методики должны определять порядок доступа детей к сети Интернет в компьютерных классах, возможность защиты некоторых ресурсов неоднозначного характера от доступа ребенка, запрет на пользование собственными носителями информации.
Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся (воспитанников)
1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
4. Проявляйте интерес к «виртуальной» жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.
6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.
8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.
10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.
11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.
- Памятка для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи
- Педагогам по информационной безопасности
Проект «Безопасность в среде Интернет»
- 10 советов для родителей
- 10 советов родителям по безопасности в интернете
- Агрессоры в цифровом мире
- Анонимность в сети
- Видеохостинги
- Договариваемся о ценностях
- Иллюзии соцсетей
- Инструкция по подключению программ и функций родительского контроля
- Как гарантировать свою безопасность в сети
- Как обманывают в интернете
- Как справиться с причинение себе вреда
- Ключ в вертуальный мир
- Мошенничество в интернете
- Не приговор, а проблема
- Небезопасные клипы
- Незнакомцы в сети — всегда источник опасности
- Онлайн-игры
- Опасные публикации в социальной сети
- Опасные сообщества цифрового мира
- Поисковые системы
- Правила общения с незнакомцами в интернете
- Прямые трансляции
- Реальность опасности для детей в сети
- Реальные последствия вертуальной жизни
- Родительский контроль
- Травля в интернете
- Фейки в интернете
- Цифровая зависимость детей
- Цифровой след
- Что надо знать о персональных данных
- Что такое персональные данные
- Что такое ФЕЙК
- Что такое ФИШИНГ
- Экранное время
Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся (воспитанников)
Методические рекомендации по заполнению формы сообщения от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления о наличии на страницах сайтов в сети Интернет противоправной информации
Методические рекомендации по безопасности в сети
Персональные данные. Дети
Презентация для родительского собрания «Интернет и безопасность детей»
Родительское собрание «Компьютерная зависимость»
Родительское собрание «Безопасность детей в сети Интернет»
Кл. час в 6б классе «Безопасный интернет» (Сидорова И.И.)
Кл. час в 6а классе «Безопасный интернет» (Кузнецова Л.А..)
Классный час в 5 классе «Безопасный интернет для детей» (Атаманова С.Ю.)
Видеоматериалы к урокам о защите персональных данных
Презентации, подготовленные Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, о защите персональных данных
Презентации размещены по адресу: https://pd.rkn.gov.ru/multimedia/video114.htm
Мониторинг соцсетей по безопасности детей и подростков
Материалы к урокам безопасного интернета
Предлагаем Вашему вниманию предварительные материалы для проведения уроков безопасного интернета в школах. Материалы подготовлены на основе опыта реальных уроков и учитывают рекомендации педагогов.Предложения по совершенствованию и пожелания принимаются по электронной почте uroki@ligainternet.ru Материалы к уроку в начальных классах.
Анимированая презентация. Дополнительно — примерный конспект урока.Скачать презентацию (.pptx 13,4 MB)
Скачать конспект (.docx 100KB)Материалы к уроку в средних классах. Презентация.Скачать презентацию (.pptx 5,6 MB)Материалы к уроку в старших классах. Презентация.Скачать презентацию (.pptx 3,8 MB)Методические рекомендации по проведению уроков безопасного интернета в школах.Скачать файл (.doc 0,6 MB)Программа для тестирования знаний по интернет-безопасности. Исполняемый файл в архиве. Не требует установки. Для Использования требуется Microsoft Framework 4.0Скачать архив (.zip 11,5MB)
Линия помощи “Дети Онлайн”Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам безопасного использования Интернета или если ваш ребенок уже столкнулся с рисками в Сети, обратитесь на линию помощи “Дети Онлайн” по телефону: 8 800 25 000 15 (звонок по России бесплатный). На линии помощи профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернет.
Источник: http://www.google.ru/goodtoknow/familysafety/advice/